Ремень- история происхождения
Изначально большое значение ремень имел как символ положения человека в обществе.
У историков есть версия, что первые ремни
появились около III тысячелетия до н.э. в ЕГИПТЕ и служили для
завязывания схенти (схенти — часть мужского костюма в Древнем Египте,
представляющая собой набедренную повязку из неширокой полосы льняной
ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли поясом по принципу
передника). Эти пояса считались священными, и долгое время
использовались только фараонами и их приближенными — обычные египтяне
завязывали схенти её же концами или
верёвками.
Древние ремни изготавливались из плотной материи или тонкой кожи,
носили их, завязывая узлом. Пряжки практически не использовались,
редкий ремень был изготовлен с пряжкой из металла или кости.
Кроме египтян, похожие на схенти повязки носили и КИКЛАНДЦЫ, жившие
на территории греческого полуострова в III тысячелетии до н.э., и также
использовали древние прототипы ремней.
В Древней ГРЕЦИИ и в Древнем РИМЕ пояса надевали поверх хитона
(хитон — мужская и женская одежда, представляющая собой согнутый
пополам отрез ткани с прорезью на сгибе для руки, и сшитый на
противоположной стороне, с прорезью для другой руки) и пеплоса (пеплос
— одежда, похожая на хитон, но длиннее и с большим количеством
складок). А поверх особенно длинных женских одежд приходилось порой
одевать и не один, а два пояса, делая двойной напуск.
В Древнем Китае пояс носили поверх халата, КЕЛЬТЫ носили пояса с женскими платьями.
Считается, что штаны первыми стали носить ПЕРСЫ, и они же как и
гречанки стали использовать несколько ремней и поясов. Но если гречанки
прибегали к этому только из эстетических соображений, то персы —
исключительно из-за их сурового образа жизни. Как правило, персы
надевали более широкую нижнюю поясную портупею (ремень для
пристёгивания оружия) и более узкий пояс для одежды. Помимо ярких
кушаков (широкий кусок ткани для обвязки или обмотки верхней одежды),
которые носили и мужчины, и женщины, у персов
существовали пояса и из жгутов, а также сугубо мужские широкие ремни,
украшенные квадратными металлическими накладками с геометрическим
орнаментом.
Вообще, ремни и пояса были очень важным элементом одежды многих
кочевых народов, таких как СКИФЫ, САРМАТЫ, ТЮРКИ и др. В первую
очередь, конечно, это было связано с суровостью кочевой жизни — в
условиях ветреной погоды с частыми перепадами температур ремень должен
был надежно фиксировать одежду при езде на лошади. Как и у персов, у
этих народов пояса для одежды и портупея нередко использовались
одновременно, а иногда представляли собой единое целое. Например,
пазырыкские мужские шубы не имели завязок
и застёжек, они запахивались и подвязывались ремнями, к которым также
крепилось и оружие.
Стоит отметить, что у кочевых народов из-за тяжёлых условий жизни,
ограничивавших возможность украшения самой одежды, часто именно пояс
был средоточием украшений и декора — пояса изготавливались из одного
или нескольких ремней и украшались накладками из драгоценных металлов,
искусно выполненными пряжками, заклёпками и даже морскими раковинами.
Богатство отделки пояса традиционно говорило о статусе человека.
Женские пояса в то же время нередко дополнялись небольшими кожаными
мешочками для мелочей (это
новшество прижилось и среди оседлых народов, кроме того оно сохранилось
в течение веков и стало прототипом современного кошелька).
К началу нашей эры тканевые, шнуровые и кожаные пояса, ремни и шарфы
стали уже привычными элементами одежды. Их носили ВИЗАНТИЙЦЫ,
представители варварских королевств (ФРАНКИ, ОСТГОТЫ, ВЕСТГОТЫ и др.) и СЛАВЯНЕ. Кожаные ремни варваров славились ювелирно выполненными
пряжками: они отливались из золота и серебра в виде птичьих голов,
удлиненных пластинок с прорезным рисунком, инкрустировались фольгой и
драгоценными камнями.
СЛАВЯНЕ узнали о кожаных поясах от ВИКИНГОВ, ремни которых
украшались простыми пряжками и выглядели довольно сдержанно (ни в
пример ремням варваров). В результате первые славянские пояса — кожаные
или тканевые — также были простыми и достаточно узкими. Но со временем
аскетичные пояса остались только у простолюдинов, князья же носили
шёлковые пояса, украшенные драгоценными пряжками.
Ранее средневековье не внесло ничего принципиально нового в
изготовление ремней. Пояса оставались узкими и в основной своей массе
достаточно простыми. Они носились чаще на бёдрах, реже на талии.
Нередко к ним прикреплялись обереги, гребни, кисеты с деньгами и
мешочки для милостыни, оружие или орудия ремесла.
Но уже после крестовых походов XI-XIII вв. как мужской, так и
женский костюм претерпел существенные изменения, а вместе с ними
усложнились и ремни. Они могли быть кожаными, наборными или ткаными,
украшаться ювелирно выполненными золотыми накладками, завязываться
сложными узлами. Как раз с этого времени уже можно говорить о появлении
«моды». Именно она стала определять внешний вид одежды в последующие
века.
Ремень как оружие
является традиционным элементом вооружения российского воина вот уже
более тысячи лет. Приемы боя с ремнем (или с поясом) присутствуют во
многих восточных единоборствах. Ремень отличает малое время приведения
в боевую готовность (расстегивается, берется левой рукой за пряжку,
рывком обматывается в один оборот вокруг правой руки и захватывается
правой кистью так, чтобы «хвост» смотрел вперед и прижимался к руке
частью ремня, оканчивающейся пряжкой). Наиболее близкое по технике боя
оружие — кистень. Ремень с массивной пряжкой обладает наилучшими боевыми характеристиками.
|